Тел.: +7 (499) 344-09-45
             +7 (925) 506-52-04
Пн. - Сб. с 12 до 19 часов
Вс. - по договоренности.

Мастера русского напёрстка

25 мая, 2012
 МАСТЕРА РУССКОГО НАПЁРСТКА.

 
 
Напёрсток как предмет коллекционирования ведёт свою историю с появления в 1851 году серебряных английских напёрстков, посвящённых открытию Всемирной промышленной выставки в Лондоне, которая называлась «Великая выставка изделий промышленности всех наций». На напёрстках рельефно были изображены виды Кристалл-Паласа – «Хрустального дворца» - здания, где проходила выставка. С тех пор выпущено несметное количество напёрстков из различных материалов, изготовленных в разнообразных техниках и на различном уровне мастерства. Не менее интересны и напёрстки, изготовленные до этой даты. Среди них встречаются древние и редкие экземпляры, которые заслуженно являются украшением музейных и частных коллекций. Но особый интерес у собирателей имеют напёрстки из драгоценных материалов, изготовленные на высоком технологическом и художественном уровне, предназначенные в большинстве своём для подарков или посвящённые определённым и значимым событиям. К изготовлению напёрстков «приложили руку» многие мастера и ювелиры разных стран. Их напёрстки всегда интересны для коллекционеров, особенно сегодня, по прошествии сотни и более лет, так как часто на напёрстках мастера оставляли свой автограф – именник мастера. Традицию подарочного и индивидуального напёрстка, продолжают многие современные мастера прикладного искусства и творчества.
Закономерен постоянный интерес к русскому напёрстку у зарубежных собирателей, который связан с высоким уровнем ювелирного дела в России и его расцветом во второй половине XIX века, особенно на рубеже XIX и XX веков. Ювелирному искусству России создали славу многие русские и иностранные мастера, работавшие в России, имена которых известны и популярны до сих пор. Это Карл Фаберже, Павел Овчинников, Карл Болин, Иван Хлебников, Павел Сазиков и многие другие. Их работы хранятся в главных музеях и хранилищах нашей страны и зарубежья. Отдельные предметы составляют украшение частных коллекций и изредка появляются на аукционах. Можно с уверенностью предположить, что, практически  все мастера золотого и серебряного дела, наряду с дорогими ювелирными предметами, предметами роскоши и обихода, изготавливали и небольшие бытовые вещи, в том числе и напёрстки. Они различались по количеству в изготовленных партиях и по индивидуальному качеству изготовления.
Исключительную привлекательность имеют напёрстки, изготовленные известнейшими и прославленными мастерами и ювелирами. В особом ряду стоят напёрстки, украшенные драгоценными камнями и разноцветной эмалью. Техника русской эмали имеет древние традиции и ведёт начало с XI-XIII вв. На рубеже XIX-XX веков наступил новый расцвет эмальерного искусства. Эмаль по скани, выемчатая эмаль, перегородчатая эмаль, ручная роспись по эмали – использовался весь спектр разновидностей этой ювелирной техники. В напёрстке изысканность формы небольшого предмета удивительно сочетается с утончённой гаммой прозрачных и глухих, матовых эмалей, наложенных небольшими слоями. Иногда эмали накладывались в несколько слоёв различными цветами, что придавало особую живописность и лёгкость напёрстку. Особенную утончённость изделиям, в том числе и напёрсткам, придавала прозрачная цветная эмаль, наложенная по гильошированной полированной поверхности.
С развитием собирательства напёрстков в России с 90-х годов прошлого века возникает естественный интерес к русским напёрсткам, их создателям и у отечественных коллекционеров. Исследовательская деятельность пионеров коллекционирования и энтузиастов открывает имена русских мастеров-ювелиров, которые изготавливали и напёрстки. В отличие от европейских традиций отношения к напёрсткам, в России не существовало гильдии мастеров-напёрсточников. Однако имена отдельных мастеров уже в их время связывались, в основном, с изготовлением напёрстков. Так, например, мастер из Великого Устюга Василий Романов уже в свои годы (рубеж XVIII-XIXвв.) был известен как мастер напёрстков.
Очень сложно находить и открывать новые имена мастеров, изготавливавших напёрстки в России. Мастера, занимавшиеся их изготовлением из недорогих материалов (медь, латунь, бронза, сталь) их не клеймили, это было не принято, за редчайшим исключением. Имена отдельных мастеров серебряного и золотого дела можно узнать по их клейму (именнику) на напёрстке. Однако обязательное клеймение серебряных изделий на Руси введено лишь с 1613 года, а золотых – с 1700. Но много напёрстков из драгоценных металлов встречается без клейм. Это можно объяснить тем, что заказ для мастера был частным, и заказчик абсолютно доверял мастеру. Часто клейма на напёрстках не «читаются», т. е. из-за небольшой поверхности бордюра, ободка, где по правилам должно ставиться клеймо, отпечаталась лишь часть клейма, по которому невозможно правильно и точно определить инициалы. Но и при чётком прочтении именника не всегда его можно отнести к конкретному мастеру, т. к. часто одинаковые инициалы на именниках имели мастера со схожими именами. Поэтому правильной и точной атрибуции предшествует длительная кропотливая работа в архивах, работа с каталогами, справочниками и другими материалами, часто малодоступными. В определении мастера-изготовителя (или мастерской) помогает сравнение сомнительного предмета с уже атрибутированными изделиями мастера. К сожалению, такие сравнения с изделиями мастеров, хранящихся в государственных музеях, невозможны по различным причинам, а публикации напёрстков русских мастеров из частных и музейных собраний весьма малочисленны.
Имена авторов наперстков периода РСФСР и СССР практически недоступны. Массовое и коллективное производство скрывает имена конкретных художников, авторов напёрстков и их оформления. Пока стали известны имена художников ЛФЗ (Ленинградский фарфоровый завод) А. Яцкевич и Л. Цветковой, рисунки которых были использованы в декоративном оформлении напёрстков. Благодаря изыскательской и подвижнической работе заслуженного деятеля декоративно-прикладного искусства, учёного секретаря Российского мемориального фонда К. Фаберже В. В. Скурлова открываются имена художников некоторых ювелирных предприятий, где изготавливали и напёрстки. Но из-за их незначительности в общем ассортименте разработанных изделий, их авторы так и остаются пока неизвестными. Однако поисковая и исследовательская работы начатые собирателями-энтузиастами русских и советских напёрстков дают уверенность, что список известных мастеров в ближайшее время будет значительно расширен.
 
 
© В. А. Волгин,
© Аркаим: «Страна городов» ® (эл. базы)
Из Введения к неопубликованной книге:
«Мастера русского напёрстка»
 
Корзина пуста