Тел.: +7 (499) 344-09-45
             +7 (925) 506-52-04
Пн. - Сб. с 12 до 19 часов
Вс. - по договоренности.

Шелковая Япония

17 мая, 2014
                                        Шелковая Япония.
 
«Право, все эти наряды настолько хороши, что трудно отдать чему-то предпочтение, - заметила госпожа. -  Остается позаботиться лишь о том, чтобы они оказались к лицу тем, для кого предназначены. Ибо что  может быть безобразнее платья, которое тебе не к лицу.»
           Мурасаки Сикибу. Повесть о принце Гэндзи.

 
 Японский традиционный костюм - кимоно - считается одним из самых красивых в мире. Японка в кимоно - это очаровательное и изысканное существо, от которого невозможно отвести взгляд. И как это они умудряются подобрать с таким безупречным вкусом различные фактуры, орнаменты и изображения, создать истинную гармонию из всех мыслимых цветов? Я не стану углубляться в историю кимоно, благо на этот счет уже написано и сказано немало. Сегодня я хочу познакомить вас, уважаемые коллекционеры и   ценители красоты, с некоторыми образцами японского текстиля, столь же прекрасного, как и прочие искусства этих далеких островов. Японское мировосприятие не делит творчество на «высокое» и «низкое», на искусство и ремесло – произведения гончара или ткача ценятся также высоко как живопись и поэзия. Да и на самом деле широкий пояс-оби, например, ничем не отличается от картины, кроме материала, и двух одинаковых оби просто не существует. Знаменитые мастера своего дела удостаиваются почетного титула «Живое национальное достояние Японии», хотя гордость и почет не могут остановить течение времени. К сожалению, искусство производства кимоно постепенно становится вымирающим видом: мастеров этого сложного дела теперь насчитывается всего несколько сотен по всей стране. И многие из них уже достигли весьма преклонного даже для долгожителей-японцев  возраста, а ученики не выстраиваются в очередь перед мастерской сэнсэя.  Это связано прежде всего с убыстряющимся темпом неумолимого времени, ведь для создания кимоно мастер должен овладеть множеством сложных процессов, начиная с обработки шелковичного кокона и заканчивая различными методиками окрашивания тканей. Да и произведения известных мастеров, изготовленные вручную от и до, стоят непомерных для простого японца денег. Поэтому многие жители приобретают более дешевые варианты кимоно заводского производства, а то и вовсе берут его напрокат для каких-то особых случаев. Вы же можете приобрести прекрасные образцы японского текстильного искусства, сохранив их и придав им новое значение. И неважно будете ли вы украшать ими себя  или сделаете знаковой вещью для создания настроения в своем интерьере – путей множество,  и все они ведут нас за собой.
 
 
 
Сам термин «ки-моно» переводится тривиально как «вещь для ношения».  Кимоно может именоваться также «wa-fuku”, то есть национальная одежда. В привычном для нас виде кимоно сформировалось довольно поздно – в эпоху Эдо (1603-1868),  в период изоляции Японии от всего мира, когда междоусобные войны прекратились, а искусства и ремесла переживали настоящий расцвет. Именно тогда пояс для кимоно – оби, превратился в доминанту женского костюма –  довольно простая и узкая полоса ткани трансформировалась в широкое (30-40 см) украшение из плотной парчи. Тогда же появились и новые техники окрашивания тканей – «сибори дзоме» или узелковое окрашивание, и «юдзен» - способ расписывания шелка с применением специальной пасты из рисового теста и соевых бобов. Такой смесью покрывали будущий рисунок  перед  окраской шелкового полотна в нужный цвет, а затем смывали. Изобрел эту методику в в конце 17 века знаменитый мастер Юдзен Миязаки из Киото. Парчовые оби  ткались из предварительно окрашенных шелковых нитей на  станке, где каждая ниточка закреплялась  вручную. Таким же способом  кимоно и оби, как и все прочие японские искусства-ремесла, появляются на свет и в наши дни, а главным центром производства текстиля (и не только) является Киото – древний Хэйян, где район Нисидзин остается хранителем традиций изготовления тканей для кимоно и оби.
  Сегодня я хочу остановить ваше внимание именно на поясах-оби, поскольку именно они, как уже было сказано выше, служат  главным украшением женского кимоно. Оби выполняет именно декоративную и символическую роль в костюме, поскольку на самом деле не он  удерживает складки кимоно на месте. Кимоно представляет собой сложный ансамбль из кучи различных деталей, многие из которых скрыты от глаз, и  на самом деле нужная длина (женские кимоно отличаются избыточной длиной, тогда как мужские изготавливаются в соответствии с ростом заказчика) формируется при помощи тонких поясков-косихимо и мунахимо, удерживающего драпировки-охасёри  спереди и сзади и ряда других приспособлений и ухищрений.  Мне кажется, что мнимая простота японского искусства очень отчетливо проявляется именно в одевании и ношении традиционного кимоно, но это заслуживает отдельной темы. А мы возвращаемся к роскошным оби, из многочисленного семейства которых я выделю четыре главных типа.

Самым роскошным и дорогим можно назвать Мару-оби – наиболее широкий из поясов, изготовленный из драгоценной парчи, затканный рисунком с обеих сторон, а также самый тяжелый по весу. Мару-оби был самым популярным в эпохи Мэйдзи и Тайсё (1868-1926), но сейчас используется крайне редко из-за своей стоимости и веса. Исключение составляет традиционная японская свадьба или какой-то другой особо торжественный случай.
Не менее декоративно выглядит и Фукуро-оби, вошедший в обиход японских модниц в конце 1920-х годов. Когда такой пояс повязан на кимоно его сложно отличить от Мару-оби. У них приблизительно одна ширина (30-33 см), богатая отделка – это может быть вышивка цветными, а также серебряными, золотыми и даже платиновыми нитями,  рисунок, нанесенный в технике Юдзен, роспись специальными красками, сделанная известным мастером. Но в отличие от двухстороннего Мару задняя сторона Фукуро-оби подшивается гладким шелком, чаще всего однотонным. Кроме того обычно примерно четверть пояса лишена декора. Такой Фукуро-оби называется рокуцу, тогда как декорированный по всей длине – зенцу. Длина Мару и Фукуро-оби превышает 3,5 метра и может доходить до 4,5 м.
Самым удобным для ношения считается Нагоя-оби, придуманный в городе Нагоя в конце эпохи Тайсё (1912-1926). Этот пояс легче и проще, а также имеет узкий «хвост», так как его часть предварительно свернута наполовину и сшита. При ношении Нагоя-оби не сгибают, тогда как Мару и Фукуро складываются пополам. Но при своей простоте и большей функциональности декорирование Нагоя-оби может быть очень разнообразным и пленительным. Украшается только несшитая его часть, из которой будет сформирован узел сзади.
И, наконец, Ханхаба-оби, самый узкий, короткий  и простой из вышеперечисленных, предназначенный для домашних кимоно или хлопчатобумажных летних юката, а также для детских кимоно. Именно детские Ханхаба-оби выглядят ошеломительно роскошными. Они очень яркие, обильно расшитые золотом и серебром, а зачастую изготовленные из старинных Мару-оби.
В коллекции, которую я вам представляю, вы можете увидеть все четыре типа парчовых поясов – настоящих произведений японского шелкового ткачества. К каждому оби будет приложено толкование его декорации, потому язык японских символов, как цветовых, так и образных, необычайно широк и разнообразен.Ведь приятно не просто любоваться красивой вещью, но и услышать ее голос, получить ее послание.  Надеюсь, что вы сможете подобрать себе то, о чем мечтали, хотя может быть даже не задумывались об этом раньше, ведь встреча с красотой сродни любви – может настигнуть внезапно.
Ирина Сакауэ.

 

Корзина пуста