Гарднер: европейское очарование русского фарфора. Часть II.
28 мая, 2014
Гарднер: европейское очарование русского фарфора.
Часть 2.
В первой трети XIX века в российском фарфоре господствовал стиль ампир, но на нашей почве он получает своеобразное толкование. Живописное решение от минимального и схематичного постепенно дошло до миниатюр станковой живописи. Обилие скульптурных элементов и позолоты (золото часто использовали сплошным крытьем, полностью закрашивая фарфор), удлиненные формы, копирование произведений живописи характерны и для посуды завода Гарднеров тех лет.
С 1812 года владельцами Вербилок становятся сыновья Сарры Александровны: Александр Францевич и Петр Францевич Гарднеры. При них фабрика постепенно восстановилась и укрепилась, производство начало расширяться, количество рабочих увеличилось.
На фарфоре этого времени появляются жанровые сцены и сцены войны 1812 года, в которых убегающие французы изображались в карикатурном виде, эти сценки исполнялись в стиле лубка. На волне послевоенного патриотизма выпускались чашки с портретами героев: Кутузова, Багратиона и др. Как дань времени в фарфоре появляются изображения военных парадов и батальных сцен.
В 1820-х гг. популярностью пользуются заказные сервизы с портретами, русскими пейзажами, а также видами усадеб. Все свободные от живописи части предмета покрывались сплошным матовым золотом. В конце 1820-х гг. завод братьев Гарднеров активно работал не только на внутренний рынок, но и на экспорт.
В декоративном оформлении фарфора со второй трети XIX века начинают господствовать исторические стили. В эти годы Гарднеровский завод берет за основу образы западноевропейского фарфора второй половины XVIII века: изогнутость линий, выпуклый золоченый орнамент, пестрые цветочные гирлянды и изящные букеты становятся характерными для изделий завода.
Туалетный набор и Розовая тарелка
С 1829 года Гарднеры начинают делать вещи из фаянса, а в 1840-е гг. - из опака. Производство фаянсовой посуды с 1850-х гг. значительно возрастает, но особого художественного развития не достигает. Это массовая, простая в оформление и недорогая посуда, декорируемая цветочной печатью, стала крайне распространенной в домах людей со средним достатком.
Тарелка в стиле «Имари»
Для оформления посуды часто использовалась «мушель» - скромно исполненные цветочные мотивы в сплошном крытье желтого, голубого или пурпурного цвета. Этот мотив пришел из Европы и широко использовался по всей России на протяжении всего XIX века. Гарднеры помимо цветов использовали и графические росписи.
Трактирный чайник
В 1850-е гг. новыми владельцами завода становятся Владимир Петрович и Александр Петрович Гарднеры.
На протяжении всей второй трети XIX века происходят очередные стилистические изменения в формообразовании и художественном оформлении фарфоровой продукции. Этот период отличается большим разнообразием форм, что особенно коснулось чашек и бокалов, которые приобрели канелированные, конусовидные, восьмигранные формы, а также бочонка или стаканчика. Долгое время сохранялась ампирная форма чашки на ножке, с высокой, сложно изогнутой ручкой. Активно применяли рельефные узоры. Для декора изделий широко использовались виды архитектурных памятников Москвы и Петербурга. Применялось подражание бронзе и полудрагоценным камням, а также сплошное крытье посуды голубой, зеленой, красной красками и кобальтом, с золочением сверху. Ощутимо было увлечение ориентализмом, развившееся в стиль «шинуазри» – «китайщина».
В 1878-1879 гг. русское правительство резко снизило таможенный тариф на ввозимую из Европы посуду. Это привело к значительным проблемам с продажей продукции на мануфактуре Гарднера и других частных фарфоровых заводах.
В 1880-х гг. на заводе все еще продолжается активный выпуск фарфоровой продукции, изделия идут на русский и азиатские рынки, но из-за имущественных разногласий в семье Гарднеров предприятие работает скорее по инерции. Технология производства фарфора в Европе активно совершенствуется, в Вербилках же все остается по-старому.
В 1892 году владелица завода - жена третьего брата Павла Петровича Гарднера - Елизавета Николаевна Гарднер продает его М. Кузнецову. Кузнецов после приобретения завода не менял традиционной продукции и даже оставил марку Гарднер. Надо заметить, что старые сюжеты активно использовали и в советское время.
После Октябрьской революции 1917 года фабрика национализируется и объявляется государственной собственностью и получает новое название – «Государственный Дмитровский фарфоровый завод». В годы советской власти предпочтение было отдано массовой продукции среднего качества. С 1993 года предприятие называлось ЗАО «Фарфор Вербилок», а с 2007 - «Мануфактуры Гарднеръ». На сегодняшний день это один из трех действующих фарфоровых заводов России.
Гарднер-Вербилки – особая страница в истории русского фарфора. Если фарфор Императорского завода можно назвать аристократичным и дворцовым; кузнецовский (теперь Дулевский фарфор) - более простым, обращенным к народному вкусу, даже где-то берендеевским; то фарфор Гарднера – это утонченное сочетание немецкого качества, английского вкуса и русского дворянского романтизма, элегантная простота старой Европы.
Полушкина Оксана, 18 мая 2014
Темы: Частный фарфоровый завод, Гарднер, Вербилки, Декоративно-прикладное искусство, Фарфор, Фаянс, посуда.
Корзина пуста |