История Веджвуд и зеленой лягушки
11 сентября, 2018
Имя Веджвуд стоит в одном ряду с именами самых знаменитых европейских керамистов, таких как Бернар Палисси и Иоганн Фридрих Бётгер. Благодаря Веджвуду искусство английской керамики поднялось на небывалую для того времени высоту. Посуда, выполненная на его фабрике, была красива, удобна и относительно недорога. Как писал один из современников, путешественник, пустившийся в путь из Парижа в Санкт-Петербург, мог встретить ее в какой-нибудь провинциальной гостинице, но в тоже время она была настолько элегантна, что стала предметом желания королей.
Создатель этой удивительной керамики Джозайя Веджвуд родился в 1730 году в Бёрслеме, в графстве Стаффордшир, которое с конца 17 века и до сегодняшнего дня сохраняет первенство в производстве керамики в Англии. Его отец Томас Веджвуд был потомственным керамистом. С 9 лет мальчик начал работать в керамической мастерской под руководством старшего брата Томаса, который наследовал дело после смерти отца и постепенно постиг все тонкости фарфорового производства.
В 1754 году Веджвуд вступает в Товарищество с Томасом Вилдоном, одним из ведущих английских керамистов того времени. Им были изобретены так называемая "агатовая" и "черепаховая" массы фарфора, из которых с успехом выполнялись чайники, кофейники, блюда и другие изделия. В Вилдоне Веджвуд нашел умного и доброжелательного друга, который ценил его любовь к эксперименту. Именно здесь на фабрике Вилдона Веджвуд начал свои опыты, принесшие ему первый значительный успех: он изобрел новую зеленую глазурь.
К 29 годам накопив солидный опыт в изготовлении фарфоровой посуды, Веджвуд решает основать свое собственное производство в Айви-Хаус. Первая самостоятельная продукция Веджвуда была фактически реализацией знаний, почерпнутых у Вилдона: это были чайники, табакерки, ручки для ножей, выполненные из "агатовых" и "черепаховых" масс. Но помимо этого он начал выпускать необычные кофейники и чайники в форме ананаса или цветной капусты, что было своеобразной данью затейливым причудам рококо. Кроме того, Веджвуд наладил выпуск ваз, блюд и тарелок, поверхность которых как бы выстлана виноградными листьями. Все эти изделия "растительного" репертуара позволили Веджвуду найти применение его зеленой глазури, поражающей блеском и удивительной чистотой тона.
Исследования и опыты Веджвуда продолжались. На этот раз он сосредоточил свое внимание на тонком фаянсе. Этот фаянс и раньше изготавливался в Стаффордшире, но Веджвуд настолько усовершенствовал материал, что его фаянс цвета сливок стал достойным соперником фарфора. В 1765 году Веджвуд преподнес английской королеве Шарлотте в качестве подарка сервиз для завтрака, и с этого времени его усовершенствованный фаянс стал называться Queen's Ware - фаянс королевы. Каким же образом складывался художественный образ этой посуды? В формах и декоре фаянса цвета сливок - creamware - уже досттаочно ясно проступают элементы стиля классицизм, но не доминируют. Для кофейников пока предпочитаются грушевидные формы, в плавных сглаженных фестонах тарелок и блюд чувствуются отзвуки рокайля. Очертания изделий из фаянса отличаются особой мягкостью, которую им сообщают, в частности, свойства самого материала. Веджвудская фаянсовая посуда украшалась росписью или печатным рисунком. Декору свойственна простота и строгость, однако в нем нет той несколько отвлеченной геометрической выверенности, которая характерна для позднего классицизма. Растительный орнамент еще сохраняет трепетное дыхание жизни: удивительно легко и естественно стелется он по бортам тарелок и блюд, по краям мисок и соусников. Мотивы этого орнамента художники часто искали в формах лесных трав, скромных полевых цветов, в очертаниях диких плодов и листьев.
Фаянс цвета сливок.
Фаянс цвета сливок сделал Веджвуда знаменитым. В 1770 году русский консул в Лондоне Бакстер передает Веджвуду заказ от Екатерины II на выполнение дворцового сервиза с видами Англии. Сервиз этот, рассчитанный на 50 персон, должен был включать обеденную и десертную посуду. В 1774 году работа над ним была завершена. Он состоял из 952 предметов, украшенных пейзажной росписью. Создание подобной посуды было делом очень трудоемким. Веджвуд собрал целый коллектив художников и организовал многочисленные поездки по различным районам Англии для натурных зарисовок. Кроме того, в качестве образцов использовались уже известные акварели, рисунки и гравюры. Создателям сервиза хотелось, чтобы их пейзажи давали представление об облике различных уголков страны, ее сельских районах и городах, о шедеврах английской архитектуры. Здесь можно увидеть:
- изображение сельских дорог и глинобитных хижин;
- виды Лондона;
- пейзажи Стаффордшира;
- знаменитую Фингалову пещеру на острове Стаффа;
- древние дольмены, созданные первобытным человеком;
- самую многочисленную группу представляют изображения замков, аббатств и монастырей. Среди них особенно интересны в архитектурном отношении замок Блэйр, аббатства Болтон, Йорк и другие;
- Значительное место занимают виды известных дворцов, имений парков и садов, в частности, Стоу и Кью, спланированных архитектором Вильямом Чеймберсом, внесшим в английские парки экзотические мотивы.
Особенное значение этого сервиза в истории европейского фарфора состоит в том, что здесь пейзаж как вид декора получил совершенно самостоятельную роль, тогда как ранее он служил всего лишь фоном для сюжетных, многофигурных композиций.
Почти на каждом предмете сервиза, среди орнамента, можно увидеть зеленую лягушку на щитке. Сервиз предназначался для чесменского дворца, коорый строился в то время под Санкт-Петербургом, в местности под названием Кекерекексинен (в перводе с финского - "лягушачье болото"). Отсюда и его обиходное название - "сервиз с зеленой лягушкой".
Этот сервиз является непревзойденным образцом прикладного искусства, в нем удачно сочетаются утилитарная и эстетическая стороны. Формы предметов функционально продуманы. Первоклассно исполненная пейзажная роспись всегда очень хорошо согласована с формой изделия, будь оно овальным или прямоугольным, выпуклым или вогнутым. Каждый пейзаж обрамлен дубовым или плющевым венком, неназойливо подчеркивающим форму предмета. Удивительно приятно для глаза цветовое решение сервиза: роспись в коричневых тонах на керамике, напоминающем по цвету слоновую кость. В настоящее время большая часть этого сервиза находится в собрании Государственного Эрмитажа.
Помимо фаянса цвета сливок Веджвуд усовершенствовал еще один фарфоровый материал - черную неглазурованную каменную массу, названную им "черный базальт" или "египетский черный". Черный фарфор давно был известен керамистам, но в руках Веджвуда он приобрел особую глубину тона и плотность черепка. Очень тонкий помол ингредиентов массы способствовал тому, что она стала воспринимать любой сложный рельеф. Из базальтовой массы выполнялись медальоны, декоративные вазы, посуда. Возможно, наибольший интерес представляет серия бюстов и фигур выдающихся ученых и писателей, предназначенная для украшения библиотек. Среди них - бюст Чосера, фигуры Вольтера и Руссо.
Стиль классицизм и античные мотивы в веджвудском фарфоре.
Одним из важнейших событий в жизни Веджвуда была его встреча с Томасом Бентли, человеком, открывшим перед ним новый ранее ему неведомый прекрасный мир античности.
Бентли - культурнейший человек своего времени, видная фигура в общественной жизни Ливерпуля, получивший классическое образование в Пресвитерианском колледже, член Философического общества, один из основателей публичной библиотеки, среди его друзей - выдающиеся ученые и художники.
В это время среди англичан усиливается интерес к античному искусству. Надо сказать, что Англия сыграла далеко не последнюю роль в открытии и популяризации культуры Древней Греции и Рима, причем знания англичан в основе своей были результатом хорошо организованных археологических экспедиций.
Во второй половине 18 века античность оказала сильное влияние на творчество английских художников и архитекторов. Братья Роберт и Джеймс Адамы проектируют интерьеры в стиле классицизм. Живописец Гамильтон пишет картину "Плач Андромахи над телом Гектора" и создает цикл полотен на тему "Илиады" и римской истории. Античному идеалу следовали в своем творчестве ведущие английские скульпторы того времени Джозеф Ноллекенс, Джон Бэкон, Томас Бэнкс, Джон Флаксман.
Паломничество к очагам древних цивилизаций становится всеобщим увлечением, рождается страсть к коллекционированию. Великолепную коллекцию античных ваз собрал английский посол в Неаполе сэр Вильям Гамильтон, ставший другом и покровителем Веджвуда.
Томас Бентли также был отменным знатоком и любителем античного искусства. И эта любовь быстро передалась Веджвуду. В письме к Бентли он пишет: "Вы легко можете предствить себе, что меня может интересовать в античных древностях... цвет керамических ваз, роспись, состав массы, методы работы и обжига античных керамистов".
После заключения соглашения о товариществе между Веджвудом и Бентли в июне 1769 года открылась новая фабрика под названием "Этрурия", первой продукцией которой стали шесть ваз из черной базальтовой массы, расписанные в подражание греческой краснофигурной живописи. В этом периоде также стоит отметить две базальтовые вазы, изготовленные несколькими годами позже и являющиеся образцами высокого технического совершенства. Одна из них - для вина - посвящена Вакху и украшена фигурой козлоного сатира, букранием (декоративный мотив в виде бычьего черепа - прим. ред.) и виноградной лозой, другая же - для воды - посвящена Нептуну и соответственно декорирована фигурой тритона, маскароном дельфина и морскими водорослями.
Но самое главное для Веджвуда было впереди. Он стоял на пороге очередного технического открытия. Новый керамический материал Яшма - Jasper, по отношению к которой имя создателя стало нарицательным, был получен им в 1775 году. Посуда, панно, медальоны и вазы из яшмовой массы стали кульминацией не только в творчестве Веджвуда, но и в искусстве всей английской керамики 18 века. Яшмовая масса относится к категории так называемых каменных масс, имеет некоторые свойства фарфора, но существенно отличается от него, поскольку в ее состав входит особый ингредиент - карбонат бария, который позволяет ей окрашиваться в разные цвета окислами металлов. По внешнему виду она напоминает бисквитный (неглазурованный) фарфор, но имеет более бархатистую поверхность. Чаще всего использовались голубой и зеленый, реже шалфейно-зеленый, сиреневый розовый, желтый и черный. Как мы знаем, голубой стал фирменным цветом, по которому мы узнаем веджвудский фарфор. Окрашенные таким образом изделия декорировались тончайшим белым рельефом, который выполнялся в отдельных формах, накладывался на поверхность предмета и закреплялся во время обжига. Источником вдохновения для Веджвуда служили античные камеи, чаще всего рельефы представляли собой многофигурную композицию на античный сюжет.
Ассортимент изделий из яшмовой массы был обширным: вазы, медальоны, пластины для оформления мебели и каминов, табакерки, украшения, а также сервизы для чая и кофе.
Своего наиболее полного выражения в фарфоре классицизм достиг в Англии раньше, чем в других странах. Уже в 1770-х годах Англия выпускает изделия из яшмовой массы, ориентированные на новые художественные идеалы, отличающиеся чистотой стиля. В них видно стремление к простой и строгой гармонии. В абрисе предметов главенствуют четкие геометрические формы: квадрат, прямоугольник, круг, овал, пропорции предмета всегда четко выверены. Многофигурные композиции, выполенные в низком рельефе, часто посвящены мифологичексим сюжетам. Рельефный декор полностью подчинен плоскости, поэтому предпочитаются те мотивы, которые легче укладываются во фризовую композицию, например, различные шествия, жертвоприношения, вереницы танцующих кор и т.д. Движение фигур направлено вдоль плоскости, а не на прорыв ее. Пропорции фигур, одетых в легкие прозрачные одежды, ясно показывают, что камертоном в их построении служил античный образец.
В противоположность замысловатой игре завитков рококо, классицистический орнамент подчинен строгому, ясно читаемому линейному ритму . Пальметты, цветы лотоса, листья лавра чередуются с почти математической правильностью. Мотивы декора художники черпают также в античной архитектурной орнаментике: ряды ов, листья аканта, нити жемчужника...
На фабрике Веджвуда работал коллектив высокопрофессиональных художников: Джон Флаксман, Вильям Хэквуд, Иоахим Смит, Джеймс Тасси. Рисунки выполняли леди Бьюклерк и леди Темплтаун, принадлежавшие к аристократическим семьям.
В общем потоке рассудочного классицизма иногда пробивается струя сентиментализма, стремление к большей жизненной конкретности, к интимизации сюжетов. Это направление представляет леди Темплтаун. Иногда сюжеты веджвудских рельефов отражали культурные события того времени. Например, Леди Бьюклерк изобразила сцену из "Страданий юного Вертера Гёте", популярного романа того времени: Шарлотту пред "ранней урной" покончившего самоубийством Вертера.
Среди разнообразной продукции особое место принадлежит яшмовым медальонам с портретами выдающихся деятелей прошлого: Шекспира, Мольера, архитектора Кристофера Рэна, Исаака Ньютона, Монтескье, Вольтера, Адама Смита, Вениамина Франклина, Джеймса Кука, Карла Линнея и многих других. Так фарфор выполнял просветительскую функцию.
Влияние Веджвуда.
Произведения веджвудской керамики породили многочисленные подражания не только в Англии, но и почти на всех ведущих фарфоровых заводах Европы. Среди английских керамистов, следовавших Веджвуду, наиболее успешными оказались попытки двух предпринимателей - Вильяма Адама и Джона Тёрнера. В ряде изделий Севра и Мейсена рубежа 18-19 веков также можно встретить подражания яшмовой массе. Не избежала влияния Веджвуда и Россия. На Императорском фарфоровом заводе выполнялись декоративные вазы голубого цвета с белыми рельефами, не говоря о знаменитом яхтенном сервизе для царсокой семьи. Даже среди изделий русских фаянсовых предприятий, таких как завод Поскочина, мы встречаем предметы, выполненные в веджвудской манере, а иногда и прямые заимствования (попадалась вазочка из фаянса цвета сливок с античными мотивами - прим. ред.). Однако повторения не обладают ни техническим совершенством оригинала, ни чистотой его стиля.
Высокий уровень английской керамики был достигнут благодаря усилиям художников и керамистов, вдохновенных энтузиастов, подобных Джозайе Веджвуду. На его надгробии в приходской церкви города Сток-на Тренте высечены слова, в которых говорится, что он "превратил грубое и незначительное производство в элегантное искусство и важную часть национальной торговли". Подлинные веджвудовские изделия, составившие одну из наиболее ярких и интересных страниц в истории искусства керамики, и по сей день не перестают поражать удивительной гармонией и непревзойденным совершенством.
От "Этрурии" к "Веджвуду".
После смерти Веджвуда (1795) деятельность основанной им фабрики, как известно, не прекратилась. Но ей больше не суждено было стать законодательницей нового художественного стиля в европейской керамике.
В первой половине 19 века на фабрике Веджвуда продолжается производство изделий из яшмовой массы и фаянса цвета сливок. Помимо этих традиционных видов продукции в 1812 - 1812 годах налаживается выпуск костяного фарфора, украшенного живописными изображениями пейзажей, птиц, фруктов и т.п.
В период с 1816 по 1828 торговля изделиями фабрики вновь достигает огромного размаха. суда, груженые фарофровым товаром, направляются во Францию, Италию, Голландию, Швецию, Россию, а также на Восток и в Америку.
В 1830-40-х годах веджвудский фаянс чаще всего декорируется печатным рисунком. Для этого времени характерны пышные цветочные композиции, сплошным ковром покрывающие поверхность предмета, либо сгруппированные в густой широкий бордюр, обрамляющий пейзажный или сюжетный мотив. Особой популярностью среди аристократов пользовался стиль шинуазри.
Викторианская эпоха принесла с собой технические усовершенствования, обилие позолоты и декора, а к началу 20 века происходит возврат к классическому стилю и элегантной простоте. С 1915 по 1930 год на фабрике работала художница Дейзи Макиг-Джонс, создавшая необычную серию ваз и тарелок "Сказочный люстр" с изображением эльфов, драконов и других волшебных существ. Ее творчество очень узнаваемо, стоит особняком в истории Веджвуда и продается на европейских аукционах за немалые деньги. Сама дама отличалась невыносимым властным характером и в результате была со скандалом уволена в 1930 году, а выпуск серии прекратился как неоправданно дорогой для времени Великой депрессии.
В 20 веке производство Веджвуда, объединенное с "Кристалл Вотерфорд" достигло наибольшего размаха в 1960-х и 1970-х годах, а к 2009 году пришло в упадок и разорилось. Знаменитую торговую марку купила финнская компания "Фискарс".
Почитать об английской кобальтовой посуде и купить английский и другой фарфор можно в этом разделе каталога, перейдя по ссылке www.deputti-antik.ru/catalog/47/
Статья написана по материалам журнала "Декоративно-прикладное искусство", №9, 1980 г.
Корзина пуста |