Английская повседневная посуда
Английская повседневная посуда.
Старинные вещи из повседневного обихода становятся предметом охоты страстного коллекционера антиквариата едва ли не чаще, чем «высокий» антиквариат, в силу их доступной цены, распространенности и, конечно, того любопытства, которое у нас вызывает быт простолюдинов и буржуа ушедших эпох. К таким относится необычайно разнообразная по форме и декору старинная английская посуда...
В начале 19 века английские гончары из графства Стаффордшир, знаменитого своими фарфоровыми мануфактурами, придумали новый твердый фарфор –ironstone china – для производства не дорогой, но долговечной, прочной и качественной повседневной посуды с белым черепком, которая сразу же приобрела необыкновенную популярность в Англии и в Европе, пересекла океан и завоевала Америку и Индию. Изобретение Уильяма Тернера, запатентованное в 1800 году, иначе называют фаянсом высокой плотности, полуфарфором, опаком или английским фарфором.
По мере развития технологий новый твердый фаянс "айронстоун" по качеству все больше приближался к фарфору, уступая ему лишь в прозрачности и неизбежном появлении кракелюра (результат разницы коэффициента расширения черепка и глазури при обжиге), и превосходил его в разнообразии декоративных мотивов и форм.
Этому, в первую очередь, способствовал расцвет Британской империи в период правления бабушки Европы королевы Виктории (1838-1901), рост и экономический подъем среднего класса и, конечно, строжайший викторианский этикет, предписывающий непременное устроительство званых обедов. Регламенту домашних приемов посвящены тома литературы викторианской эпохи. Без них невозможно было произвести впечатление в обществе и подняться по социальной лестнице. Десерту, как правило, предшествовало не менее десяти перемен разнообразных блюд, причем для каждого предназначался определенный вид посуды. В результате новый английский "фарфор" стал настоящей находкой для английских нуворишей, которые не могли себе позволить дорогой и хрупкий французский и тем паче китайский фарфор, и в то же время удовлетворял самым высоким эстетическим требованиям эпохи.
Тарелка производства Джонсон Бразерс, орнамент флоу блю "оксфорд", конец 19 века
В 1825 году началось производство сервизов с расплывающимся кобальтовым орнаментом, по-английски «флоу блю» (flow blue), который стал самым популярным декоративным мотивом среди хозяек викторианских домов и современных коллекционеров. Эффект расплывающейся синей краски был вызван то ли несовершенством технологии, то ли оксидами извести и аммиака, которые добавляли в килн при обжиге. В общем, дело ясное, что дело темное. Суть в том, что он прекрасно скрывал производственные огрехи (например, нестыковки швов орнамента и пузырьки) и выдавался производителями за несомненное достоинство, придающее изделиям дополнительное очарование.
Гриндли, "Красивые розы", начало 20 века
Кобальтовая посуда, которую в последней трети 19 века начали производить в других странах Европы и в США, насчитывает, по подсчетам дотошных коллекционеров, более 1500 орнаментов. Мода на «флоу блю» продержалась до 1910-х годов. А в 1986 году собиратели «кобальта» из Америки, Канады, Англии, Израиля объединились в клуб, чтобы обмениваться информацией и предметами из своих коллекций. К адептам «флоу блю» принадлежит и автор статьи. Моя мечта (увиденная пока только на картинке) - завладеть редчайшим предметом с кобальтовым декором «под мрамор» от фабрики Давенпорт.
Супница Джонсон Бразерс "Стенли" и соусник Джонсон Бразерс "Фултон"
Свой клуб есть и у коллекционеров transferware – посуды с рисунком, нанесенным трафаретным методом. Многие сразу вспомнят знаменитые тарелки с изображением замков или английской деревни, которые производятся и по сей день. Требуемый рисунок наносили, как при печати литографий, на медную пластину, затем с нее делали отпечаток на специальной бумаге, которую прикладывали к обожженному бисквитному черепку, покрывали глазурью и снова ставили в печь. Эта разновидность посуды бывает четырех цветов – кирпично-красная с добавлением оксида никеля, коричневато-зеленая с добавлением хрома, самая популярная опять же синяя с добавлением оксида кобальта, а также черная, черничная и коричневая.
Отдельно клубятся собиратели посуды с трафаретным рисунком в стиле шинуазри (китайские мотивы) c декором «уиллоу», имитирующим ивовое плетение (willow по-английски ива). Заметим, что клубы – это тоже английская забава.
А вот еще один знаковый мотив - чайная веточка с листиками и почкой – Tea leaf. Кстати, в 19 веке в Англии считалось хорошей приметой найти в чашке нераскрывшийся листик чая. Здесь надо добавить, что эти любители антиквариата также украшают свои коллекции чайными сервизами с изображением листьев табака, лепестков розы, чайной ягоды и прочими растительными орнаментами. Международный клуб "Ти лиф" существует уже более 30 лет.
Итак, английские гончары предоставили поистине необыкновенный простор для глаз, души и сердца коллекционера антиквариата. Собиратели всех стран, присоединяйтесь!
Магжанова Ольга
Статья написана по материалам New England Antiques Journal, Warman’s Antiques & Collectibles 2011 Price Guide и других источников.
Читайте новую статью о старинной кобальтовой посуде на страницах каталога www.deputti-antik.ru/catalog/47/
Новая интересная статья про веджвудский фарфор здесь www.deputti-antik.ru/articles/22.htm
Корзина пуста |